Литературная гостиная «Ответ на вопрос «Что делать?»

К 195-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского

«Роман г. Чернышевского – явление очень смелое,
очень крупное и, в известном отношении, очень полезное»
Н. С. Лесков

24 июля исполнилось 195 лет со дня рождения Н. Г. Чернышевского. Этому событию было посвящено мероприятие, проведённое специалистом библиотеки в Санаторной школе-интернате.

В ходе мероприятия, ребята узнали о необычной судьбе романа «Что делать?», о том, что он был написан всего за три с половиной месяца (с 14 декабря 1862 г. по 4 апреля 1863 г.), когда автор находился в заключении в Петропавловской крепости. Тридцатичетырёхлетний сын протоирея создал произведение, которое по цензурным соображениям не могло быть напечатано. Однако роман увидел свет в знаменитом журнале «Современник» и сразу же вызвал бурную полемику: от резко отрицательных отзывов консервативно настроенной публики до восторгов в кругу леворадикальной молодежи. Роман являлся событием не столько литературным, сколько общественно значимым. По воспоминаниям современников, не было студента или даже гимназиста, не читавшего «Что делать?». В советскую эпоху Чернышевский занял почетное место на литературном олимпе, а его главное произведение вошло в обязательную школьную программу.

Литературные достоинства романа «Что делать?» не слишком высоки, но, скорее всего, Чернышевский и не предполагал, что его будут оценивать, как действительно художественное произведение. Для него было важнее высказать свои идеи. Естественно, для политического заключенного, находящегося под следствием, их было проще облечь в форму романа, а не публицистического произведения.


Затем, ребята познакомились с сюжетом романа, в центре которого – история молодой девушки, Верочки, Веры Павловны, уходящей из семьи, чтобы освободиться от гнета своей деспотической матери. Единственным способом для совершения такого шага в то время могло быть супружество. Однако любовной интригой роман «Что делать» не исчерпывается. Чернышевский предлагает и свой вариант, хотя бы частичный, решения экономических проблем. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, организованную на началах ассоциации, или, как мы бы сегодня сказали, кооператива. По мнению автора, это было не менее важным шагом к перестройке всех человеческих и общественных отношений, чем освобождение от родительского или супружеского угнетения. То, к чему человечество должно прийти в конце этой дороги, является Вере Павловне в четырех символических снах. Так, в четвертом сне она видит счастливое будущее людей – здесь все живут вместе в одном большом прекрасном здании, вместе работают, вместе отдыхают, уважают интересы каждого отдельного человека, и одновременно трудятся на благо общества.

Ответственноый — зав. сектором Кобяцкая М. Е.