Ретро встреча «Чудо Сикстинской мадонны»

К 540-летию со дня рождения Рафаэля, итальянского художника

Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.

А. Толстой. «Мадонна Рафаэля»

20 июня специалист БИЦ им. А.П. Чехова провела для ребят из санаторно-лесной школы-интерната №74 мероприятие под названием «Чудо Сикстинской мадонны».

В начале мероприятия специалист рассказала главные факты из биографии Рафаэля Санти. Например, в 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

Далее, библиотекарь рассказала, что римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас, “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”, “Сикстинская Мадонна”, на которой специалист заострила внимание ребят.

Учащиеся с интересом прослушали анализ картины – на ней изображены женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Ее нежный и одновременно грустный взгляд как будто знает о том, какое неблагодарное будущее ждет ее сына. Ребенок же, напротив, полон жизни, сил и энергии, что очень хорошо видно по его конституции.

Ребята узнали, что Рафаэль всегда вкладывал в смысл картины больше, чем мог осознать «простой», непосвященный в тайны чудес писания картин. Зрители могут подолгу задерживаться напротив этой картины, любуясь прекрасным ликом матери и еще совсем детским, но уже затуманенным разумом, личиком ребенка.

Библиотекарь отметила, что «Сикстинская Мадонна» — шедевр, ведь в ней сочетаются не сочетаемые явления, как бренное людское тело и священность духа, как, свойственное «простым» людям, рождение детей и искупление грехов.

Столько эмоций уместилось на одном полотне, столько человеческих умов и мыслей легло на ложе познания истины, но только сам автор может с уверенностью и без выдумки сказать, что конкретно имел в виду, объединяя несовместимые вещи.