Кумир советской молодежи середины 70-х Николай Караченцов до самой своей смерти радовал поклонников новыми проектами и великолепной игрой. Многие видели его как бунтаря из-за участия в постановках рок-опер, другие просто восхищаются его голосом или умением передать настроение своего героя на сцене. Ясно одно – персонажи, воплощенные Караченцовым на сцене и экране, надолго запомнятся публике, и наследие этого великого актера вполне может пережить века.
Родители Николая были людьми творческими и креативными – мать Янина Брунак занималась постановками в театрах в качестве балетмейстера, работала даже в Большом, и снискала себе удивительную мировую славу еще при СССР. Ее услугами пользовались в Лондоне, Сирии, Вьетнаме, Монголии и других странах. Отец Николая Петр Яковлевич выбрал более «спокойную» стезю художника и много лет работал в «Огоньке». До поступления во МХАТ Караченцов учился в интернате при Министерстве из-за того, что его мать постоянно находилась в разъездах. Маленький Коленька делал успехи в учебе и был ярым сторонником партии и принимал все моральные своды комсомола слишком близко к сердцу – даже убеждал исключить его из партии за потерю комсомольского билета. Театр и кино Во МХАТе Николай обучался на курсе Монюкова, но был перераспределен вместе с десяткой лучших учеников в Ленком из-за нехватки в составе после смены руководства театра. Первые спектакли Караченцова были в постановке самого Эфроса. После 1973 года театр имени Ленинского комсомола встряхнул Марк Захаров, натурально вдохнув в него вторую жизнь. Караченцов прошел пробы на роль Тиля Уленшпигеля, главного героя постановки «Тиль», которая принесла Николаю первую серьезную славу. Благодаря режиссуре Захарова и таланту Караченцова «Тиль» не сходил со сцены до 1992 года, рассказывая историю о нахальном хулигане многим поколениям молодежи. Караченцов также смог показать публике, что он не просто актер, а способен еще и на акробатику и пение. В 1976 году Николай попробовал себя в своей первой сценической рок-опере – постановка «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» дала Караченцову попробовать себя сразу в двух ролях в рамках одного спектакля. Спектакль также задержался на сцене надолго и закрылся аж в 1993 году. Многие же поклонники любят Караченцова за проникновенное исполнение роли Резанова в «Юноне и Авось». Благодаря таланту актера этот спектакль стал символом Ленкома. Впервые он был сыгран в 1981 году, когда Николай еще не рисковал петь настолько сложные для него партии, поэтому для успешного воплощения роли он брал уроки у Павла Смеяна. Смеян во время спектакля порой вторил Караченцову и пел за него высокие ноты, на которые Николай не был способен. Этот спектакль снискал международную славу после своей записи для телевидения в 1983 году. Его посмотрел Пьер Карден, и пригласил труппу во Францию, после чего театр с этой постановкой объехал с гастролями весь мир. После этого с предложением ролей у Николая не было проблем – Захаров задействовал его, где только мог, поэтому Караченцов попробовал себя как в драмах, так и в мюзиклах, и в совершенно далеких жанрах. Послужной список актера содержит совершенно разных персонажей, в которых он с легкостью перевоплощался. Единственное, что их роднит – это способность запоминаться зрителю, врезаться в память своей исключительной выразительностью, которую и приносил Николай в игру на сцене. Он сыграл в десятках и десятках постановок. С 1967 года Караченцов пробуется и в кино, однако успех и более-менее постоянные предложения стали сыпаться на Николая лишь после успеха в роли Тиля. Марк Захаров предпочитал отдавать ему театральные роли, а на экране использовал других актеров, но Караченцов все же засветился в его картинах «Двенадцать стульев» и «Дом, который построил Свифт». Первую известность как актера кинематографа Николай снискал за роль Бусыгина в фильме «Старший сын» в далеком 1975 году. С тех пор его начали снимать практически везде, и он снискал славу самого «работающего» актера кино, начиная с 70-ых. Картины того периода были очень разнообразными – Николай снимался в «Собаке на сене», «Приключениях Электроника» и многих других фильмах, ставших впоследствии культовыми картинами советского времени. В общей сложности Николай появился в более чем ста картинах на экране, не включая работы по озвучке иностранных фильмов (часто дублировал Бельмондо). С начала 90-ых Караченцова стали активно приглашать в жюри разных киноконкурсов – например, в 1991 Николай стал секретаре Союза театральных деятелей России. Чуть позже он также получил звание академика кинематографических искусств. Дальнейшая карьера актера была полна разноплановыми картинами и постановками как в театре, так и в кино. Он даже создал школу для юных актеров и актрис «ШИК» в Красноармейске. Учебное заведение снискало себе славу из-за того, что в ней детям давали полную подготовку актеров и обучали навыкам, которые могут пригодиться любому артисту (например, верховой езде и степу).
Источник: https://discover24.ru/biography/nikolay-karachentsov/