Час интересных сообщений «Синтез иконописи с символизмом» к 145-летию со дня рождения Петрова-Водкина К.С.

     8 ноября к 145-летию со дня рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина в гимназии № 34 имени Чумаченко Д.М. прошел час интересных сообщений «Синтез иконописи с символизмом» на котором учащиеся познакомились с биографией и творчеством русского художника. 

            

Школьники узнали, что родился  Петров-Водкин в семье сапожника 6 ноября 1878 года. Первоначальное образование получил в иконописных мастерских, затем обучался в классах живописи и рисования в Самаре (1892–1895) у Ф. Е. Бурова. Продолжил образование в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1897 поступил в МУЖВиЗ . В 1900 работал на керамическом заводе Н. П. Сорохтина .

В 1901 путешествовал по Европе, посетил Варшаву, Прагу, Лейпциг, Мюнхен, где посещал школу А. Ашбе. В 1902 за картину «Семья сапожника» награжден медалью. В том же году вместе с П. В. Кузнецовым и П. С. Уткиным принял участие в росписи Церкви Казанской Божьей Матери в Саратове (росписи и майолики уничтожены в 1904), в 1903–1904 создал эскизы майолик для оформления клиники Р. Р. Вредена в Петербурге.

В 1904 окончил МУЖВиЗ со званием неклассного художника. Предпринял поездку в Лондон, в 1905–1906 — в Италию, в 1907 — в Северную Африку (Алжир, Тунис, пустыня Сахара) и Пиренеи. В 1906–1908 неоднократно бывал во Франции, занимался в школе Р. Коларосси и других частных академиях Парижа.

 На выставках «Мира искусства» 1912 и 1913 в Москве показал картины «Купание красного коня» и «Мать», имевшие громкий успех.

Далее ребята с интересом послушали, что Кузьма Сергеевич в 1910 выполнил росписи церкви Василия Златоверхого в Овруче, в 1913 — Морского собора в Кронштадте, в 1913–1914 русской церкви в итальянском городе Бари, в 1914–1915 — Троицкого собора в городе Сумы.
 Преподавал последовательно в петроградских (ленинградских) Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, Академии художеств. Со своими учениками занимался праздничным оформлением Петрограда к первой годовщине Октября.

 В 1930 вышла в свет автобиографическая книга Петрова-Водкина «Хвалынск», а в 1933 — «Пространство Эвклида».

Учащимся напомнили, что Петров-Водкин — один из наиболее значительных мастеров первой трети ХХ столетия. В ранней период испытал сильное влияние символизма и модерна, в особенности творчества таких мастеров как В. Э. Борисов-Мусатов, Ф. фон Штук, П. Пюви де Шаванн, М. Дени. В 1910-х выработал собственный стиль, близкий неоакадемизму, в котором сказалось внимательное изучение итальянской живописи раннего Возрождения, интерес к русской иконописи и французскому постимпрессионизму (в частности, к творчеству Гогена и Матисса). Разработал и активно применял в своей художественной практике теорию «сферической перспективы», в которой, благодаря использованию нескольких точек зрения (определенной системе ракурсов, разворота плоскостей к зрителю), удавалось охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды. В 1920-е продолжал заниматься проблемами перспективы, композиции и колорита: стремился объединять все формы и планы на картине с помощью трех основных цветов: красного, синего и желтого («трехцветки»). Давал соответствующие колористические задания свои ученикам, создав собственную школу.

Творчество Петрова-Водкина представлено в коллекциях многих российских музеев. Наиболее значительными собраниями живописных и графических произведений художника обладают Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей.

Ответственный за мероприятие — библиотекарь Зарудняя М.В.