Сердце отдаю детям. К 105-летию В.А. Сухомлинского

«Творчество Василия Александровича Сухомлинского есть высшая ступень современной педагогики. В условиях замкнутого образовательного пространства он ценой собственной жизни возродил, развил и обогатил идеи классического гуманизма…».

28 сентября 2023 г. отмечается 105 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского — советского педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Большинство идей и мыслей Сухомлинского до сих пор актуальны. Он писал не только для учительского сообщества и детей, но и для семей. За всю жизнь им было написано около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению. Главная книга ученого — «Сердце отдаю детям».

В.А. Сухомлинский (28 сентября 1918 — 2 сентября 1970) — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Его педагогическое наследие разносторонне и многопланово. Он интересовался различными аспектами воспитания: идейным, гражданским, умственным, нравственным, трудовым, физическом. В дидактике В.А. Сухомлинского прежде всего интересовала воспитательная сторона обучения: как при правильной организации всего процесса обучения и воспитания добиться всестороннего развития школьников.
Сухомлинским были написаны десятки книг и брошюр, сотни статей и художественных произведений (рассказов и сказок для детей). Общий тираж его книг только в нашей стране за годы его жизни был около двух миллионов экземпляров. Важнейшие монографические труды В.А. Сухомлинского становились настольными книгами десятков тысяч воспитателей и педагогов.
Сухомлинский высказывал вполне современные мысли о школе и воспитании: одним из первых заговорил о вреде школьных оценок, выступал за запрет физических наказаний. В семейном воспитании он выступал за активную роль отца, в том числе и при уходе за новорожденным ребёнком. Сухомлинский работал над совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий.
Василий Александрович оказал огромное влияние на развитие отечественной педагогики. Его система формирования, воспитания и развития личности ребёнка была основана с заботой о сохранении, восстановлении и укреплении здоровья каждого обучающегося.
Биография

Василий Александрович Сухомлинский родился в селе Васильевка Кировоградской области. Он происходил из крестьянской семьи, воспитавшей четверых детей (все стали учителями). В 1939 году он окончил Полтавский пединститут и возвратился в родные места. Еще с 1935 г. в школах Онуфриевского района он стал преподавать украинский язык и литературу.
Летом 1941 г. Сухомлинский ушёл добровольцем на фронт. В 1941 г. Василий Сухомлинский получил боевое крещение в боях под Смоленском и был ранен первый раз. Под Москвой в 1942 г. политрук Сухомлинский был тяжело ранен и чудом остался жив. После демобилизации он остался на Урале и с 1942 по 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртия).
После освобождения Украины в 1944 г. Сухомлинский вернулся в родные края и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. С 1948 г. Сухомлинский возглавлял среднюю школу в посёлке Павлыш. Школой он руководил бессменно 22 года, до конца жизни.

У памятника СухомлинскомуИсточник: Борисовский А. М. В.А. Сухомлинский : книга для учащихся. Москва : Просвещение, 1985. С. 104.
В.А. Сухомлинский ещё будучи студентом сдружился с преподавателем педагогики, доцентом Г.М. Боришпольцем (ставшим его научным руководителем по кандидатской диссертации). Г.М. Боришполец познакомил Сухомлинского с директором НИИ педагогики Украины профессором С.Х. Чавдаровым. Именно с подачи Чавдарова Павлышская школа стала экспериментальной педагогической площадкой.
На базе школы испытывались проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, велись семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирался родительский клуб. Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г.
Василий Сухомлинский умер 2 сентября 1970 года в посёлке Павлыш. Причиной смерти стал осколок снаряда — последствие ранения, полученного под Москвой. Педагога похоронили на территории Павлышской школы.
Научно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского

В. А. СухомлинскийИсточник: Сухомлинский, В. А. В. А. Сухомлинский об умственном rnвоспитании : [сборник]. Киев : Радяньска школа, 1983.
Важнейшими направлениями деятельности В.А. Сухомлинского как педагога-исследователя являются: воспитание гражданина; индивидуальное и коллективное воспитание; взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания; совершенствование творческих задатков у детей; семейная педагогика.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма и патриотизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Педагог-исследователь полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребёнком. Воспитатель и ребёнок должны находиться в равных условиях. Общение с ребёнком должно строиться на знании его основного духовного стержня, его осознанных духовных предпочтениях. В процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого. Ребёнок и учитель всегда должны быть искренними в своих эмоциях.
Такой диалог ведет ребёнка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают доверительные и гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, реализуется возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Сухомлинский разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысливая труды таких великих деятелей, таких Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием основных идей и положений своих предшественников.
Педагогическая система, выстроенная педагогом-исследователем, имеющая целью воспитать высоконравственного и духовного человека, личность и индивидуальность, базировалась на гуманистических принципах: доверия к ребенку; получения им знаний без принуждения; воспитания без наказаний; сотрудничества родителей, учителей и детей; высокой нравственности; труда как творчества; свободы выбора поведения, поступка, образа жизни; ответственности за свой выбор.
Значение деятельности В.А. Сухомлинского
Для В.А. Сухомлинского личность ребёнка имела самую высшую жизненную ценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность, на формирование достойной и мыслящей личности. Педагогические исследования В.А. Сухомлинского и деятельность Павлышской школы двигали образовательную систему страны из рутины вперед.
«Творчество Василия Александровича Сухомлинского есть высшая ступень современной педагогики. В условиях замкнутого образовательного пространства он ценой собственной жизни возродил, развил и обогатил идеи классического гуманизма…».
Шалва Амонашвили.
Книжно-иллюстративная выставка
В Центре открытого доступа к интернет оформлена книжная выставка Василий Сухомлинский. «Сердце отдаю детям…». На выставке можно ознакомиться с многочисленными работами замечательного педагога, мыслителя и гуманиста. Ниже представлены некоторые из книг, с которыми мы предлагаем вам познакомиться:
В помощь родителям:
Источник: Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека : (этика ком. воспитания) : педагогическое наследие. Москва : Педагогика, 1990.
Как воспитать настоящего человека
Сборник бесед о морально-нравственных ценностях – это своего рода практическое руководство для привития детям таких понятий, как порядочность, достоинство, честь, справедливость и чуткость.
Родительская педагогика
Источник: Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Новосибирск : Западно-Сибирское книжное изд-во, 1985.
Рассказы о добре и зле, совести и любви. Книга поможет понять своего ребёнка и воспитать родителя в себе и поможет вырастить его в своем ребёнке — вечная тема, отражённая Сухомлинским просто и мудро. Автор раскрывает педагогические приёмы с позиции общечеловеческих ценностей и учит воспитанию детей в атмосфере взаимоподдержки и искреннего диалога.
В помощь учителю:
Сто советов учителю

Источник: Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Киев : Радянська школа, 1984.
Издание даёт советы учителям по различным вопросам организации, содержания, форм, методов и приёмов учебно-воспитательной работы, самовоспитанию учащихся, формированию у них верных идеалов, воспитания гражданского долга, гуманизма.
Книга не только поможет понять, как быть настоящим учителем и где черпать вдохновение для предстоящих занятий, но и найти практические советы по организации занятий, воспитанию детей и общению с их родителями. Например, как развить детскую память, вырастить лидера или помочь взрослому понять школьника.
Об умственном воспитании
Источник: Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании. : [сборник] . Киев : Радянскька школа, 1983.
В книге отобран и систематизирован материал из основных трудов В.А. Сухомлинского об умственном воспитании. Издание состоит из пяти разделов, в которых рассмотрены: сущность и место умственного воспитания; роль школы – очага знаний, образованности, умственной культуры и умственного труда. Раскрыто влияние мира природы на умственное воспитание. Рассказано предоставление ребёнку радости умственного труда и успеха в учении развитии мышления и умственных способности детей.
Источник: Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям ; Рождение гражданина ; Письма к сыну. Киев : Радянска школа, 1987.
Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну
Это своеобразная трилогия, которая включает широко известные произведения В. А. Сухомлинского, тематически связанные между собой. Автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребёнка, подростка, юноши.
Сердце отдаю детям

Источник: Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська. школа, 1988.
Своим основным достижением педагог считал книгу «Сердце отдаю детям», посвящённую воспитательной работе с дошкольниками и учениками начальных классов. За книгу Сухомлинскому посмертно была присуждена Государственная премия УССР.
Книга не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности. Она помогает понять, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к людям и родной земле.

Источник: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Москва : Молодая гвардия, 1979.
Рождение гражданина
Книга посвящена сложным вопросам формирования личности подростка. Она показывает как воспитать интерес к знанию, как научить трудиться с радостью, пробудить и развить стремление к красоте, вызвать желание стать настоящим человеком — человеком высоких нравственных идеалов — и, главное, как воспитать духовную несгибаемость, качества гражданина, живущего по нравственным законам. Она проникнута размышлениями о человеке будущего.
Письма к сыну

Источник: Сухомлинский В. А. Письма к сыну. Москва : Просвещение, 1979.
Это завершение трилогии и продолжение мыслей педагога о воспитании гармоничной личности молодого человека. Написанная в своеобразном жанре, она содержит беседы отца и сына-студента о смысле жизни, роли труда, личностном и профессиональном развитии, о гражданском, нравственном и физическом становлении молодого человека, о восприятии им окружающей жизни, о роли отца и матери в семье — и многих других проблем и вопросов, которые волнуют молодежь в любые времена.
На выставке также представлены книги о жизненном пути и личности Василия Александровича Сухомлинского. Они знакомят с обстоятельствами его жизни, повлиявшими на выбор профессии, с работой в Павлышский школе, формированием его педагогических и философских взглядов на профессию педагога и воспитателя.

Ответственный — заведующий библиотекой Кудашева Т.И.