19.09.2023 В МБОУ №90 было проведено мероприятие, 175-летию повести «Белые ночи» Достоевского Ф.М., классика русской литературы.
Учащиеся познакомились с произведением классика русской литературы, Достоевского Ф.М., «Белые ночи». Дети услышали краткий пересказ повести, познакомились с подробным анализом произведения, узнали историю создания и основную тему. А затем познакомились с главными героями «Белые ночи». В конце, были проведены громкие чтения отрывков повести.
Фёдор Миха́йлович Достое́вский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. Классик мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых писателей в мире. Собрание сочинений Достоевского состоит из 12 романов, четырёх новелл, 16 рассказов и множества других произведений.
«Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что взглянув на него, невольно нужно было спросить себя неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам господь чаще на душу!.. Говоря о капризных и разных сердитых господах, я не мог не припомнить и своего благонравного поведения во весь этот день. С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают и что все от меня отступаются. Оно, конечно, всякий вправе спросить: кто же эти все? потому что вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург…»
Одной из ярких литературных работ, принадлежащих раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнёс своё детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нём проблематику любви, одиночества, смысла жизни. В произведении присутствуют автобиографические элементы, признаки исповеди, а в образе главного героя можно узнать черты молодого Достоевского. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы.
«Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его… Если вы простите меня, то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое никогда не изгладится из души моей… Я буду хранить эту память, буду ей верна, не изменю ей, не изменю своему сердцу: оно слишком постоянно. Оно еще вчера так скоро воротилось к тому, которому принадлежало навеки.»
К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».
В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности это были характеристики героев и описание быта.
Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.
«Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Ответственный — зав. сектором Фисенко М.