Точное происхождение будущей киевской правительницы неизвестно. Ряд исследователей считает, что родом она была из псковских варяг (в пользу этой версии говорит и имя, в скандинавском варианте оно звучит как «Хельга»), другие упоминают о болгарских землях, а кто-то и вовсе называет ее дочерью Вещего Олега, который, собственно, и выдал девушку замуж за киевского князя Игоря. Когда сыну молодой четы Святославу исполнилось три года, как раз и случился тот злополучный поход из «Повести о полку…». Из него Игорю не суждено было вернуться живым. Древляне прислали Ольге тело убитого супруга, а заодно и сватов — предлагали новоиспечённой вдове выйти замуж за их племенного князя Мала.
От нового брака княгиня отказалась, а послов велела заживо зарыть в землю вместе с ладьей, на которой они прибыли. Однако ее месть на этом не закончилась. Во главе войска Ольга пошла к древлянской столице Искоростень и спалила ее дотла с помощью птиц, к лапам которых велела привязать горящую паклю. Обложив побежденных древлян данью, Ольга вернулась в Киев, где и правила до совершеннолетия своего сына Святослава. Строго говоря, правила она и после — Святослав обладал нравом горячим и сидению в чертогах предпочитал военные походы да жаркие битвы. В них он и провел большую часть своего княжения, возложив заботу о государстве на мать. И та преуспела на этом поприще, прослыв дальновидной правительницей.
Ольга упорядочила сбор податей и учредила для этого своего рода центры торговли («погосты»). Она занималась благоустройством подвластных Киеву земель, поделив их на административные единицы под управлением княжеского наместника. Много заботилась и об обороне вверенной ей страны: установила первые границы Киевской Руси и укрепляла стоящие на них города. Именно при ней в Киеве появились первые каменные здания (это были городской дворец княгини и ее же загородный терем). Расширяла Ольга и связи с соседям, привлекая на Русь иноземных купцов. Христианство киевская архонтисса (правительница, как называли ее византийцы) приняла в Константинополе в 955 или 957 году. Крестили ее под именем Елены сам император Константин VII Багрянородный (или его сын и соправитель Роман) и патриарх Феофилакт. Вернувшись в Киев, княгиня было попыталась приобщить к новой вере язычника Святослава, но тот, опасаясь, что его с мирной религией засмеет дружина, категорически отказался. Тогда Ольга предрекла, что христианство все равно скоро придет на Русь, и оказалась права. Она начала с малого — стала потихоньку возводить в Киеве и других городах православные храмы. Окончательно же закрепить в государстве новую религию было суждено ее внуку Владимиру.
Кстати, Ольге Киев обязан своей главной достопримечательностью — Софийским собором. Княгиня заложила в столице своего княжества деревянную церковь в честь святой Софии. Она сгорела во время пожара 1017 года, но на том же месте правнук Ольги Ярослав Мудрый воздвиг уже каменный храм, который сохранился до наших дней.
Хоронили умершую в 969 году княгиню по христианскому обряду. В XVI веке Ольгу причислили к лику святой равноапостольной (это те святые, которые при жизни прославились проповедованием христианской веры и обращением людей в нее). К слову, такой чести вместе с Ольгой удостоились всего шесть женщин, одна из них Мария Магдалина. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 24 июля, это день ее смерти. Ее считают покровительницей вдов и новообращённых христиан.
Особенно чтут святую на ее предполагаемой родине, в Пскове, там в память о ней разбита Ольгинская набережная, построен мост и установлены два памятника. Портретное изображение княгини есть даже в Ватикане, в соборе Святого Петра. А еще именем святой назван залив в Японском море.
И — неожиданный факт: храм и памятник, посвященные княгине, есть и в современном украинском городе Коростень — бывшей Искоростени, той самой древлянской столице, которую она когда-то взяла штурмом.