Праздник Преображения Господня или, как его называют в народе, Яблочный Спас, относится к двунадесятым праздникам (двенадцати главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы) и отмечается Православной Церковью 19-го августа (6-го по григорианскому календарю). Конечно, сегодня невозможно точно определить дату этого события, однако христианские историки указывают, что, скорее всего, это случилось незадолго до Крестной Смерти Спасителя — примерно в феврале или марте. Но почему же тогда мы отмечаем Преображение в конце августа? Дело в том, что, воцарившись в мире, христианская Церковь постаралась не столько запретить языческие праздники, сколько органично заменить их. Вопреки модному сейчас мифу о насилии над идолопоклонниками, которое якобы чинили носители новой веры, христианство входило в сознание людей постепенно, не руша большинства народных традиций (если они, конечно, не противоречили заповедям). Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас. Вот такое мирное сочетание народного дня сбора плодов и православного праздника. Впервые Преображение стало отмечаться раннехристианскими церквями Армении и Каппадокии, постепенно вытеснив языческий Вардавар — чествование богини Астхик (малоазийский аналог античной Венеры), однако тогда еще не возникла современная дата 6 (19) августа, праздник же отмечался в шестую неделю после Пасхи. А вот на конец лета он сместился в Римской Империи, где в это время проходили вакханалии (поклонение богу виноделия Вакху). Празднества сопровождались бурными пьянками и разгульем, чем, безусловно, противоречили христианской морали. Чтобы каким-то образом пресечь подобное, но вместе с тем не лишать людей праздника и тем самым не вызывать недовольство народа, было решено поступиться историчностью и совместить дату Преображения с языческими днями сбора урожая. Ведь созвать простых людей из отдаленных деревень в храм было не так-то просто, требовался не только веский повод, но и некий ритуал, поэтому на эти дни назначили благодарственный молебен за дарованный Богом урожай винограда, освящение плодов, а самое главное, у людей появилась возможность причаститься Святых Тайн. Первый же храм в честь Преображения Господня был воздвигнут на горе Фавор равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого в IV веке. К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной. Сегодня этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. По всей стране 19 августа звонят колокола, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и разделить с близкими. Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем. Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос. Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино. А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.